О ПРОГРАММАХ ЭЛЕКТИВНЫХ И ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КУРСОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Элективный курс «Индивидуальный проект»

Индивидуальный проект — представляет собой особую форму организации проектно-исследовательской деятельности учащихся социальной, психолого-педагогической направленности. Программный материал отражает современные запросы общества и государства к построению образовательного процесса: деятельностный характер обучения, развитие информационной грамотности, в том числе и навыков владения ИКТ при освоении образовательных программ.

Цель: формирование проектной компетентности учащихся.

Задачи :

  • формирование у обучающихся умений самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
  • развитие у обучающихся познавательных интересов;
  • формирование у обучающихся умений генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в проектной деятельности;
  • формирование компетентности в области приобретения знаний из различных источников: учебника, дополнительной литературы, Интернета;
  • формирование компетентностей в области обработки информации для предоставления её в различных видах;
  • формирование компетентностей в сфере распространения знаний среди сверстников; практическая подготовка учащихся к постановке и реализации реальных задач проектирования, включая элементы научно-исследовательской работы.

Элективный курс «Публичное выступление и научная коммуникация на английском языке»

«Публичные выступления и научная коммуникация» — курс, реализуемый на принципах предметно-языкового интегрированного обучения (Content and Language Integrated Learning – CLIL), который ставит перед собой две глобальные цели, а именно: изучение школьного предмета посредством иностранного языка, а также глубокое изучение иностранного языка через преподаваемые предметы. Благодаря такому подходу обучение учеников на родном и изучаемом языках составляет один непрерывный процесс. Предлагаемый курс позволяет интегрировать знания по английскому языку и таким учебным дисциплинам, как «Математика», «Физика», «География», «Информатика», «Биология» и «Обществознание». Актуальность программы курса объясняется возможностью получения учащимися реальных компетенций, которые будут необходимы для их самореализации в будущем, а также созданием условий обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении дальнейшего образования. Кроме того, курс призван заложить основы иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции, которая позволит учащимся использовать иностранный язык как средство профессиональной, межкультурной коммуникации для продолжения образования и далее в профессиональной деятельности в условиях глобализации рынка интеллектуального труда.

Цели:

  • помочь старшеклассникам достичь единства в овладении основополагающими темами в обозначенных научных областях и иностранным языком,
  • способствовать приобретению и закреплению на иностранном языке навыков восприятия и понимания иноязычной речи и развитие умения излагать на иностранном языке материал (идеи, мысли) научного характера, что необходимо в будущей профессиональной деятельности, включая обучение в вузе.

Задачи:

  • повышение информационной компетентности учащихся, связанной со сферами обозначенных предметных областей;
  • развитие и совершенствование всех видов коммуникативной деятельности в пределах указанных профилей: аудирование, говорение (монологическая и диалогическая речь), чтение и письмо.

Рекомендуем выбрать учащимся, планирующим применять английский язык в академической и профессиональной деятельности.

Элективный курс «Общая физиология»

Программа курса предусматривает изучение учащимися определенного объема знаний и факультативную информацию по более специальным областям, в том числе социальных, этических и прикладных аспектах биологии, подчеркивающих ее возрастающую роль в современном мире. Физиология является междисциплинарной областью знаний, которая связывает в единую систему биологические знания. В курсе изложены аспекты как физиологии животных, так и физиологии растений, что позволяет сравнить системы различных организмов. Кроме физиологии в курсе предложен общий обзор системы органического мира и основные эволюционные тенденции. Изучение предмета базируется на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, математики, истории, географии. В результате освоения курса учащиеся укрепят знания об анатомическом строении живых организмов; о принципах функционирования систем органов; научатся выявлять существенные отличия и сходства живых организмов разных систематических групп.

Цель: формирование целостной системы знаний о функционировании организмов в меняющихся условиях.

Задачи:

  • дать возможность учащимся сравнить эмерджентные свойства биологических систем разных уровней организации и выявить их общие закономерности и существенные отличия;
  • продемонстрировать учащимся возможности измерительных приборов и их использования для решения конкретных задач;
  • познакомить с принципами, задачами и правилами работы в лабораториях биохимического, медико-биологического и биотехнологического профиля.

Данный курс рекомендуем выбрать учащимся, которые планируют сдавать ЕГЭ по биологии. В курсе освещаются разделы, которые не включены в программу 10 – 11 класса по биологии, но необходимы для успешной сдачи ЕГЭ: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека. Также важен для тех, кто планирует связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с медициной, психологией, молекулярной биологией и генетикой.

Элективный курс «Экономика и экономическая география: теория и практика»

Программа курса направлена на формирование у учащихся представления о территории мира и своей страны, о территориальных особенностях регионов, об их природно-ресурсном потенциале, экологических особенностях, о сложившихся отраслевых и региональных комплексах, об экономических связях, о влиянии различных экономических факторах на развитие отдельных стран и регионов.

Цель: формирование системы географических и экономических знаний как компонента научной картины мира.

Задачи программы:

  • освоение учащимися системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических процессов и явлений;
  • развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • развитие умений у учащихся находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
  • формирование понимания у учащихся специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Факультативный курс «Ораторское искусство»

Факультативный курс по ораторскому искусству (риторике) может быть интересен всем, кто понимает, какое огромное значение в современном мире имеет умение публично говорить, представлять себя и свои идеи, убеждать собеседника, работать с аудиторией разного типа, аргументировано и дипломатично вести спор, защищаться от манипуляции в информационном поле. Курс является большей частью практическим и затрагивает все основные вопросы риторики, от правильной дикции до работы с выразительными средствами в собственной речи.

Цель: формирование осознанного отношения к своей речевой деятельности и умение пользоваться ею в полном объеме, в разных ситуациях и с разными целями.

Задачи:

  • формировать у учащихся навыки, необходимые для создания и произнесения монологической речи при разных поставленных задачах и в аудиториях с разными категориями слушателей;
  • познакомить учащихся с основными принципами работы с аудиторией и с основными законами ведения продуктивного диалога, а также отработать применение этих законов на практике;
  • сформировать представление о речевом манипулировании и изучить основные правила противостояния такому поведению.

Рекомендуем выбрать учащимся, планирующим связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с любой сферой, подразумевающей публичные выступления перед аудиторией слушателей любой категории и размера, в том числе публичное представление в современных медиа в сети Интернет.

Факультативный курс «Высшая нервная деятельность»

В рамках изучения курса освещаются результаты новейших исследований связи строения мозга, психологических функций, эффектов восприятия и умственных способностей человека к познанию. Представлена взаимосвязь строения мозга, психологических функций, эффектов восприятия и умственных способностей человека. Материал основан на данных, полученных в психологии, биологии, медицине, биохимии и физике. Показано, что когнитивные механизмы и механизмы восприятия, которые изучались на уровне поведения, в настоящее время могут наблюдаться непосредственно на уровне работы самого мозга благодаря использованию новейших методов визуализации мозговых процессов. В результате освоения курса учащиеся познакомятся с основными методами изучения работы головного мозга; научатся устанавливать взаимосвязь между конкретными эффектами восприятиями и функциональными участками головного мозга; получат возможность научится анализировать нарушения работы головного мозга и связывать с возможными физиологическими последствиями.

Цель: изучение основных принципов высшей нервной деятельности животных и человека, физиологических механизмов поведения.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными достижениями физиологии высшей нервной деятельности;
  • продемонстрировать взаимосвязь строения головного мозга с эффектами восприятия и умственными способностями человека;
  • продемонстрировать методы анализа работы головного мозга.

Рекомендуем выбрать данный курс учащимся, которые проявляют интерес к когнитивной нейронауке и планирует связать свою дальнейшую деятельность с психологией, физиологией и медициной.

Факультативный курс «Дискуссионные вопросы истории»

Программа курса направлена на формирование у учащихся представления о историческом процессе и влиянии ключевых событий на повороты исторического развития, умение анализировать наиболее спорные вопросы курса истории с различных подходов и сторон.

Цель: формирование вариативного мышления и развитее навыков теоретической аргументации исторических событий на последующую историю.

Задачи:

  • воспитание у учащихся гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Факультативный курс «Психология делового общения»

Курс «Психология делового общения» направлен на формирование у учащихся представления о психологической стороне делового общения, способности решать различные психологические задачи, возникающие в процессе общения, повышению психологической и нравственной культуры личности, способствующим успеху в деловом общении. В ходе курса учащиеся овладеют знаниями и навыками бесконфликтного и эффективного общения, научатся преодолевать коммуникативные барьеры (профессиональные, смысловые, организационные, личностно-психологическое и др.), управлять своим эмоциональным состоянием, приобретут навыки, необходимые для трудовой деятельности и профессионального роста в любой области. Основные методы обучения данному курсу: лекции, беседы, игры, самостоятельная работа, дидактические и ролевые игры.

Цель:  способствовать формированию у учащихся активной жизненной позиции, готовности к конкурентной борьбе на рынке труда.

Задачи:

  • развивать разносторонние качества учащегося в профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям;
  • формировать у учащихся потребность действовать в соответствии с принятыми нормами делового общения;
  • воспитывать культуру речи и бесконфликтные отношения с окружающими;
  • повышать коммуникативную компетентность;
  • способствовать формированию социального оптимизма.

Рекомендуем выбрать учащимся, планирующим связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с людьми (педагогика, медицина, психология, социальная сфера, бизнес и др.), а также, имеющим психологические барьеры в общении, желающим больше узнать о себе и повысить свою самооценку и коммуникативные компетенции.

Система профильного образования МАОУ Школы «Перспектива» ориентируется не только на передачу знаний и развитие у учащихся навыков, но и поддержку становления человека как полноценного автора во всех сферах своей жизни. В 21 веке важно перейти от утилитарного индустриального образования к интегральной образовательной парадигме. Новая парадигма непрерывна — она предполагает обучение для всех людей в течение всей жизни. И мы даем старт для наших выпускников к успешной карьере в будущем.