О ПРОГРАММАХ ЭЛЕКТИВНЫХ И ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КУРСОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Элективный курс «Индивидуальный проект»

Индивидуальный проект — представляет собой особую форму организации проектно-исследовательской деятельности учащихся социальной, культурно-творческой направленности. Программный материал отражает современные запросы общества и государства к построению образовательного процесса: деятельностный характер обучения, развитие информационной грамотности, в том числе и навыков владения ИКТ при освоении образовательных программ.

Цель: формирование проектной компетентности учащихся.

Задачи :

  • формирование у обучающихся умений самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
  • развитие у обучающихся познавательных интересов;
  • формирование у обучающихся умений генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в проектной деятельности;
  • формирование компетентности в области приобретения знаний из различных источников: учебника, дополнительной литературы, Интернета;
  • формирование компетентностей в области обработки информации для предоставления её в различных видах;
  • формирование компетентностей в сфере распространения знаний среди сверстников; практическая подготовка учащихся к постановке и реализации реальных задач проектирования, включая элементы научно-исследовательской работы.

Элективный курс «Современная литература: русская и зарубежная»

Курс по современной литературе является дополнением к углубленному курсу русской литературы в 10–11 классах. В то время как основной курс сосредоточен на изучении текстов и авторов второй половины XIX века и первой половины XX, курс современной литературы познакомит ученика с произведениями, которые рождаются непосредственно в современном литературном процессе. Основное внимание в курсе уделяется литературе XXI века, а литература конца XX дается с целью объяснения новых литературных тенденций и явлений, обнаруживаемых в современной литературе. Важная роль в преподавании курса отводится как связи текстов XXI века с классической традицией, так и новым именам ныне пишущих отечественных и зарубежных авторов, как вопросам существования современной литературы в сети Интернет и появившимся за счет этого новым жанрам, так и развитию современного театра.

Цель: знакомство с русской и зарубежной литературой не в качестве застывшего памятника прошедших веков, а в качестве живого организма, продолжающего развиваться и изменяться в прямо сейчас.

Задачи:

  • познакомить учащихся с многообразием форм (жанров, направлений) современной литературы;
  • дать представление в мире XXI века, мире без границ, не только об отечественной литературе, но и о литературе других стран (Западная Европа, Южная Америка, США, Балканы, Восток);
  • познакомить учащихся с самыми яркими представителями современного литературного процесса у нас и за рубежом, а также с их произведениями;
  • развивать у учащихся навыки формирования собственного мнения о текстах, жанрах и направлениях современной литературы.

Рекомендуем выбрать учащимся, планирующим связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с литературоведением, журналистикой, русской лингвистикой, культурологией, искусствоведением, редакторской и писательской деятельностью.

Элективный курс «Публичное выступление и научная коммуникация на английском языке»

«Публичные выступления и научная коммуникация» — курс, реализуемый на принципах предметно-языкового интегрированного обучения (Content and Language Integrated Learning – CLIL), который ставит перед собой две глобальные цели, а именно: изучение школьного предмета посредством иностранного языка, а также глубокое изучение иностранного языка через преподаваемые предметы. Благодаря такому подходу обучение учеников на родном и изучаемом языках составляет один непрерывный процесс. Предлагаемый курс позволяет интегрировать знания по английскому языку и таким учебным дисциплинам, как «Математика», «Физика», «География», «Информатика», «Биология» и «Обществознание». Актуальность программы курса объясняется возможностью получения учащимися реальных компетенций, которые будут необходимы для их самореализации в будущем, а также созданием условий обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении дальнейшего образования. Кроме того, курс призван заложить основы иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции, которая позволит учащимся использовать иностранный язык как средство профессиональной, межкультурной коммуникации для продолжения образования и далее в профессиональной деятельности в условиях глобализации рынка интеллектуального труда.

Цели:

  • помочь старшеклассникам достичь единства в овладении основополагающими темами в обозначенных научных областях и иностранным языком,
  • способствовать приобретению и закреплению на иностранном языке навыков восприятия и понимания иноязычной речи и развитие умения излагать на иностранном языке материал (идеи, мысли) научного характера, что необходимо в будущей профессиональной деятельности, включая обучение в вузе.

Задачи:

  • повышение информационной компетентности учащихся, связанной со сферами обозначенных предметных областей;
  • развитие и совершенствование всех видов коммуникативной деятельности в пределах указанных профилей: аудирование, говорение (монологическая и диалогическая речь), чтение и письмо.

Рекомендуем выбрать учащимся, планирующим применять английский язык в академической и профессиональной деятельности.

Элективный курс «Экономика и экономическая география: теория и практика»

Программа курса направлена на формирование у учащихся представления о территории мира и своей страны, о территориальных особенностях регионов, об их природно-ресурсном потенциале, экологических особенностях, о сложившихся отраслевых и региональных комплексах, об экономических связях, о влиянии различных экономических факторах на развитие отдельных стран и регионов.

Цель: формирование системы географических и экономических знаний как компонента научной картины мира.

Задачи программы:

  • освоение учащимися системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических процессов и явлений;
  • развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • развитие умений у учащихся находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
  • формирование понимания у учащихся специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Элективный курс «Лингвистический анализ текстов разных жанров»

Данный курс является дополнением к углубленному курсу русской литературы в 10–11 классах и сосредотачивается на анализе текстов в первую очередь художественной литературы. Работа с научными и публицистическими текстами является в этом курсе базовым навыком и встраивается в начало курса в большей степени как учебный тренировочный материал. Программа построена на сочетании теоретического материала с практическим и показывает учащимся различные пути, которыми можно прийти к пониманию любого произведения, а также знакомит с различными способами работы с художественным текстом малой формы.

Цель: формирование у учащихся навыков анализа художественного текста.

Задачи:

  • систематизировать знания учащихся о теории текста и сформировать целостное представление о различных уровнях в системе текста и их связях друг с другом;
  • познакомить учащихся с различными методами работы с текстом и формировать у них навык работы с текстом;
  • формировать умения рассматривать художественный текст на разных уровнях и с разных точек зрения;
  • научить учащихся видеть неразрывную связь между формой текста, его составляющими и смысловыми ценностями и авторскими задачами, которые он несет.

Рекомендуем выбрать учащимся, планирующим связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с литературоведением, журналистикой, русской лингвистикой, редакторской и писательской деятельностью.

Факультативный курс «Мировая художественная культура»

Курс  «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Изучение данного курса способствует развитию толерантного отношения к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности — от культуры первобытного мира до культуры ХХ века. Программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного — двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Цель: формирование у учащихся целостной картины мира, основанной на принципе интеграции с другими образовательными областями.

Задачи:

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Рекомендуем выбрать учащимся, планирующим связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с видами искусства: литература, музыка, театр, кино, изобразительное искусство; с историей, искусствоведением.

Факультативный курс «Ораторское искусство»

Факультативный курс по ораторскому искусству (риторике) может быть интересен всем, кто понимает, какое огромное значение в современном мире имеет умение публично говорить, представлять себя и свои идеи, убеждать собеседника, работать с аудиторией разного типа, аргументировано и дипломатично вести спор, защищаться от манипуляции в информационном поле. Курс является большей частью практическим и затрагивает все основные вопросы риторики, от правильной дикции до работы с выразительными средствами в собственной речи.

Цель: формирование осознанного отношения к своей речевой деятельности и умение пользоваться ею в полном объеме, в разных ситуациях и с разными целями.

Задачи:

  • формировать у учащихся навыки, необходимые для создания и произнесения монологической речи при разных поставленных задачах и в аудиториях с разными категориями слушателей;
  • познакомить учащихся с основными принципами работы с аудиторией и с основными законами ведения продуктивного диалога, а также отработать применение этих законов на практике;
  • сформировать представление о речевом манипулировании и изучить основные правила противостояния такому поведению.

Рекомендуем выбрать учащимся, планирующим связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с любой сферой, подразумевающей публичные выступления перед аудиторией слушателей любой категории и размера, в том числе публичное представление в современных медиа в сети Интернет.

Факультативный курс «Дискуссионные вопросы истории»

Программа курса направлена на формирование у учащихся представления о историческом процессе и влиянии ключевых событий на повороты исторического развития, умение анализировать наиболее спорные вопросы курса истории с различных подходов и сторон.

Цель: формирование вариативного мышления и развитее навыков теоретической аргументации исторических событий на последующую историю.

Задачи:

  • воспитание у учащихся гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Факультативный курс «Психология делового общения»

Курс «Психология делового общения» направлен на формирование у учащихся представления о психологической стороне делового общения, способности решать различные психологические задачи, возникающие в процессе общения, повышению психологической и нравственной культуры личности, способствующим успеху в деловом общении. В ходе курса учащиеся овладеют знаниями и навыками бесконфликтного и эффективного общения, научатся преодолевать коммуникативные барьеры (профессиональные, смысловые, организационные, личностно-психологическое и др.), управлять своим эмоциональным состоянием, приобретут навыки, необходимые для трудовой деятельности и профессионального роста в любой области. Основные методы обучения данному курсу: лекции, беседы, игры, самостоятельная работа, дидактические и ролевые игры.

Цель:  способствовать формированию у учащихся активной жизненной позиции, готовности к конкурентной борьбе на рынке труда.

Задачи:

  • развивать разносторонние качества учащегося в профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям;
  • формировать у учащихся потребность действовать в соответствии с принятыми нормами делового общения;
  • воспитывать культуру речи и бесконфликтные отношения с окружающими;
  • повышать коммуникативную компетентность;
  • способствовать формированию социального оптимизма.

Рекомендуем выбрать учащимся, планирующим связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с людьми (педагогика, медицина, психология, социальная сфера, бизнес и др.), а также, имеющим психологические барьеры в общении, желающим больше узнать о себе и повысить свою самооценку и коммуникативные компетенции.

Система профильного образования МАОУ Школы «Перспектива» ориентируется не только на передачу знаний и развитие у учащихся навыков, но и поддержку становления человека как полноценного автора во всех сферах своей жизни. В 21 веке важно перейти от утилитарного индустриального образования к интегральной образовательной парадигме. Новая парадигма непрерывна — она предполагает обучение для всех людей в течение всей жизни. И мы даем старт для наших выпускников к успешной карьере в будущем.