О ПРОГРАММАХ ЭЛЕКТИВНЫХ И ФАКУЛЬТАТИВНЫХ КУРСОВ инженерного НАПРАВЛЕНИЯ

Элективный курс «Индивидуальный проект»

Индивидуальный проект — представляет собой особую форму организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Содержание курса «Индивидуальный проект» представлено современной модульной системой обучения, которая состоит из теоретического блока и курса внеурочной деятельности «Научное сопровождение индивидуального проекта» по прикладной физике, аналитической химии и промышленной биологии. Программный материал отражает современные запросы общества и государства к построению образовательного процесса: деятельностный характер обучения, развитие информационной грамотности, в том числе и навыков владения ИКТ при освоении образовательных
программ.

Цель: формирование проектной компетентности учащихся.

Задачи :

  • формирование у обучающихся умений самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
  • развитие у обучающихся познавательных интересов;
  • формирование у обучающихся умений генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в проектной деятельности;
  • формирование компетентности в области приобретения знаний из различных источников: учебника, дополнительной литературы, Интернета;
  • формирование компетентностей в области обработки информации для предоставления её в различных видах;
  • формирование компетентностей в сфере распространения знаний среди сверстников; практическая подготовка учащихся к постановке и реализации реальных задач проектирования, включая элементы научно-исследовательской работы.

Элективный курс «Экспериментальная химия»

Курс содержит серию теоретических блоков и комплекса практических занятий по фитохимическому исследованию растительного материала, гормональной модификации растительных тканей, а также качественному и количественному определению белков, жиров, углеводов, витаминов и нуклеиновых кислот с использованием колориметрического, титриметрического и иммуноферментного анализа. В ходе освоения курса учащимся предоставляется возможность познакомиться с основными принципами и методами биохимического анализа; научиться решать исследовательские задачи с использованием научной литературы и современного биохимического оборудования; овладеть автоматизированными навыками поиска научной информации, методами идентификации, скрининга, экстракции, концентрирования, хроматографического разделения, а также качественного и количественного определения химического состава в биологическом материале; научиться применять полученные навыки для обнаружения и количественного определения содержания биологически-активных веществ в исследуемом объекте.

Цель: формирование способностей к критическому анализу научной литературы и навыков комплексного использования биохимического оборудования при решении исследовательских задач, в том числе в междисциплинарных областях.

Задачи:

  • познакомить с современными достижениями в области биохимии и молекулярной биологии;
  • продемонстрировать методы выделения и очистки, качественного и количественного анализа конкретных биомолекул, определения ферментативной активности, а также визуализации биологического материала;
  • провести комплексные практические занятия по фитохимическому исследованию растительного материала, гормональной модификации растительных тканей, а также качественному и количественному определению белков, жиров, углеводов, витаминов и нуклеиновых кислот с использованием колориметрического, титриметрического и иммуноферментного анализа;
  • создать исследовательскую работу по изучению комплексного химического состава биологических объектов.

Элективный курс «Экспериментальная физика»

Программа курса построена с опорой на знания и умения учащихся, приобретённые на уроках физики на уровне основного общего образования. Использование физического эксперимента — важнейшее условие эффективности учебного процесса. Эксперимент является основой принципа наглядности, базой для формирования практических умений, способом отражения экспериментального характера физической науки. Курс основан на проведении фронтальных лабораторных работ и осуществлении практикумов, составляющих вместе ученической эксперимент. По окончанию курса учащиеся научатся измерять массу, объём, силу тяжести, Архимеда, трения, линзы; работу, расстояние; пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений; применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений; выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы; решать задачи на применение изученных законов; приводить примеры практического использования физических законов; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни; применять полученные знания для объяснения физических явлений, принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Цель: знакомство учащихся с важнейшими методами применения физических знаний на практике.

Задачи курса:

  • раскрыть правила зависимостей, выраженных физическими законами, закономерностями, путем измерения физических величин;
  • способствовать осознания и понимания учащимися физических явлений и законов;
  • сформировать у учащихся умения и навыки по использованию в экспериментальных работах простейших измерительных приборов и приспособлений;
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой физических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для физической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе.

Рекомендуем выбрать учащимся, планирующим связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с атомной и ядерной физикой, механикой, электроникой.

Факультативный курс «Аналитическая химия»

Программа курса включает круг вопросов, раскрывающих проблемы эксплуатации современного оборудования, техники безопасности при работе с аналитическим оборудованием, реактивами, лабораторной посудой и предусматривает работу в специализированной биохимической лаборатории, где проектная и исследовательская работа ведется под руководством наставника, специалиста в области химии. Особенностью курса является то, что он требует активной творческой и самостоятельной работы учащихся: работа со специализированным оборудованием, вовлечение в актуальные научные достижения, обсуждение
научных и технологических проблем, а также поиск их решения, работа над индивидуальными проектами, написание тезисов, докладов и рефератов, создание презентаций.

Цель: формирование базовых навыков работы с современным научным оборудованием, а также проектно-исследовательских компетенций.

Задачи программы:

  • познакомить с принципами, задачами и правилами работы в лабораториях биохимического, медикобиологического и биотехнологического профиля;
  • продемонстрировать возможности измерительных приборов и их использования для решения конкретных задач;
  • совместно разработать решение аналитической задачи с использованием современного оборудования;
  • выполнить проектную или исследовательскую работу по выбранной тематике.

Факультативный курс «Нестандартная математика»

Программа направлена на обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к участию в олимпиадах различного уровня и продолжению образования в высших учебных заведениях. Содержание курса «Нестандартная математика» предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в базовый курс математики основной школы, но необходимы при решении олимпиадных задач и задач повышенной сложности. Курса направлен на достижение следующих требований к результатам математического образования: 1)практико-ориентированное математическое образование (математика для жизни); 2)математика для использования в профессии; 3)творческое направление, на которое нацелены те учащиеся, которые планируют заниматься творческой и исследовательской работой в области математики, физики, экономики и других областях. При изучении математики на углубленном уроне предъявляются требования, соответствующие направлению «математика для профессиональной деятельности»; вместе с тем выпускник получает возможность изучить математику на гораздо более высоком уровне, что создаст фундамент для дальнейшего серьезного изучения математики в вузе.

Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, умений и навыков по решению нестандартных задач, выявление и развитие математических способностей, интеллектуальное развитие учащихся.

Задачи:

  • вооружить обучающихся системой знаний и умений по решению нестандартных задач;
  • сформировать навыки применения данных знаний при решении разнообразных задач различной сложности и направленности;
  • способствовать развитию у обучающихся поисковой активности, наблюдательности, сообразительности, смекалки;
  • способствовать формированию устойчивого интереса к предмету.

Факультативный курс «Нанотехнологии»

Нанотехнология – одна из приоритетных прикладных областей современных наук. Курс построен на решении практических задач с использованием методов и законов на стыке физики, химии и биологии. Подобные задачи являются распространенными в перечневых олимпиадах. В результате освоения курса учащиеся приобретут знания о классификации наноматериалов по геометрической размерности, функциональному назначению, по природе составляющих компонентов; понимание о принципах и методах получения различных видов наноматериалов; научатся самостоятельно классифицировать наноматериалы, выбирать необходимые методы исследования наноматериалов, исходя из задач конкретного исследования.

Цель: ознакомление учащихся с особенностями свойств материалов в наноструктурированном состоянии, методами их получения и исследования, формирование представлений о современных достижениях в области нанотехнологий и перспективах их практического использования.

Задачи:

  • формировать у учащихся фундаментальные знания о физических эффектах, присущих материалам в наноструктурированном состоянии, о строении и свойствах нанодисперсных тел (порошков) и компактных твердых тел с нанометровым размером;
  • способствовать освоению методами решения междисциплинарных задач, в том числе олимпиадного уровня;
  • познакомить с принципами и методами получения наноматериалов.

Рекомендуем выбрать учащимся, которые планируют связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с инновациями в современных областях науки и технологии.

Факультативный курс «Физическая химия»

Курс состоит из двух блоков. Первый из них содержит серию теоретических занятий по изучению физических законов и процессов в курсе химии . Второй блок посвящен комплексу практических работ. В результате освоения курса учащиеся получат возможность научится находить обобщенные способы решения физико-химических задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить аргументы в отношении действий и суждений другого.

Цель: формирование способностей к критическому анализу в междисциплинарных направлениях на стыке химии и физики.

Задачи:

  • расширить и углубить знания учащихся по теоретическим и практическим основам химии и физики через систему расчетных и экспериментальных задач;
  • развивать у учащихся интерес и творческий подход к предмету, навыки экспериментирования;
  • использовать в работе лаборатории метапредметные связи, обучать комплексному использованию знаний по разным предметам;
  • развивать у учащихся умения логически рассуждать, выбирать оптимальный способ решения конкретной задачи.

Система профильного образования МАОУ Школы «Перспектива» ориентируется не только на передачу знаний и развитие у учащихся навыков, но и поддержку становления человека как полноценного автора во всех сферах своей жизни. В 21 веке важно перейти от утилитарного индустриального образования к интегральной образовательной парадигме. Новая парадигма непрерывна — она предполагает обучение для всех людей в течение всей жизни. И мы даем старт для наших выпускников к успешной карьере в будущем.